Cоздан по благословению митрополита тверского и кашинского Амвросия
 
Сайт архиерейского подворья храма крестовоздвижения села Свердлово

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

На высом берегу Волги , стоит старинное село Новое на Волге. В центре села в начале 17 века, была воздвигнута первая деревянная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Взамен двух сгоревших деревянных церквей в селе Новом (ныне Свердлово), освящённых в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в 1800 году возвели каменный храм. История не донесла до нас подробности этого строительства, а также имена архитекторов, живописцев и богомазов. Беря во внимание традиции того времени, можно с полной уверенностью сказать, что и проектировали, и строили, и расписывали храм простые люди, а деньги давали местные помещики, промышленники и торговцы. Некоторые исследователи называют среди возможных авторов проекта крепостных графа Н.П. Шереметева – Миронова и Дикушина. Однако никаких документальных подтверждений этому обнаружить не удалось. Называются также фамилии жителей села Нового, пожертвовавших личные средства на строительство храма, это некие Павел Шувалов, Антон Прорехин, Павел Бурдаков и другие. А вот деньги немалые, наверняка дал и тогдашний владелец села граф Н.П. Шереметев, слывший чрезвычайно состоятельным человеком. По документам, обнаруженным московским краеведом и исследователем Дмитрием Рубцовым, автором книги “Клинский уезд по документам ХV-ХVIII веков” (Издательство “Христианская жизнь”, Клин, 2009), видно, что изначально церковь в селе Новом была освящена во имя Иоанна Богослова и лишь спустя какое-то время, стала именоваться Крестовоздвиженской. В одном из документов, датированном 1624 годом, имеется следующая запись: “Село Новое на реке, на Волге, а в селе церковь во имя Иоанна Богослова, деревянна, клецки, а в церкви Божия милосердия образы и свечи, и книги, и ризы, и всякое. Строение мирское приходных людей. Да в селе двор, поп Борис Андреев…”

По некоторым сведениям, упоминаемая церковь Иоанна Богослова находилась в северной части Нового на самом берегу Волги, и когда на новом месте, южнее села, в середине ХVII века поставили первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь, то старую спустя какое-то время просто разобрали. Но это лишь предположение. Новый храм стоял на высоком сухом взгорке рядом со старым сельским погостом. В одном из документов, датированном 1709 годом, содержится следующая запись: “… вотчина боярина, князя Михаила Яковлевича Черкесского село Новое на реке на Волге, в том селе церковь Божья во имя Иоанна Богослова, деревянная… со всякой церковной утварью. К той церкви земля старинная церковная, во дворе поп Иван…” Спустя шесть лет, в 1715 году, была сделана другая запись: “За князь Алексеем Михайловичем Черкасским – вотчина село Новое. В том селе церковь деревянная во имя Иоанна Богослова. При той церкви во дворе поп Яков Иванов 45 лет, жена его Анисья Петрова 43 года…” В 1755 году пожар уничтожает первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь. В документах за 1769 год встречается запись: “Новое на Волге, село Повольского стана, владение графа Петра Борисовича Шереметева…” В документах за 1774 год впервые появляется упоминание церкви Воздвижения Честного Креста Господня вместе с фамилиями священников Ивана Дмитриева и Михаила Фёдорова. Видимо, в том же году она, как и первая, была уничтожена пожаром, и Шереметев начинает строительство нового, теперь уже каменного храма. В 1800 году было завершено строительство каменного храма. До 1825 года в Крестовоздвиженском храме было два престола: тёплый во имя Воздвижения Креста Господня и холодный, освящённый во имя апостола Иоанна Богослова (в память о первой деревянной церкви). В 1827 году был освящён ещё и левый придел – во имя великомученика Димитрия Солунского. В 1843 году расписаны свод и стены главного придела.

В 1864 году началась реконструкция церкви, в результате которой полностью были разобраны южный и северный приделы, а взамен построено помещение шириной 35,5 метра и длиной – 28 метров. В 1883-1884 годах храм вместе с прилегающим земельным участком обнесли оградой из белого камня с художественной металлической решёткой в псевдорусском стиле, в юго-западном углу построили часовню, освящённую во имя святого благоверного князя Александра Невского, с северной и южной сторон соорудили трёхпролётные ворота. С юга к храму примыкала сельская базарная площадь, с восточной и северной сторон – административные учреждения. В пяти километрах от храма имелась приписная часовня, она, как говорится в одном казённом документе, “неизвестно кем, когда и для чего” была построена. Но простояла, меж тем, более полутора веков – разобрали её лишь в 1978 году. Местные жители утверждают, что строители, которые сносили часовню, были поражены отличной сохранностью строения. Говорят, что брёвна бывшей часовни перевезли в соседнюю деревню Вахромеево и сложили из них дачный домик.

В самом начале ХХ века эти места посетил праведный Иоанн Кронштадтский, который соборно вместе со священниками церкви совершил Божественную литургию, в ходе которой обратился к многочисленным прихожанам с проповедью. “Крестовоздвиженская церковь, – сказал он, – будет стоять и славославить Имя Божие до конца мира…”

В 1930-е годы село Новое, ставшее к тому времени Свердловым вошло в состав Калининской области. В 1936-м году чекисты расстреляли настоятеля храма отца Павла (Честного), а часть прихожан отправили в ссылку. Когда в 1937 году построили на Волге дамбу и залили Иваньковское водохранилище, деревня Борки, расположенная на противоположном берегу Волги, как и уездный город Корчева и ещё несколько десятков сёл и деревень, оказались на его дне. Многие жители перебрались в Свердлово. В годы Великой Отечественной войны храм практически не пострадал, хотя при отступлении наших частей его было решено взорвать, чтобы фашисты не смогли оборудовать на колокольне удобную огневую точку. Из донесения видно, что в конце ноября 1941 года сапёры подготовили для взрыва всё необходимое – по сей день о грозившей храму опасности напоминает выдолбленная в стене колокольни глубокая ниша, куда должны были заложить толовые шашки. По какой-то причине машина со взрывчаткой задержалась в пути, и сапёры, не дождавшись её, были вынуждены отступить. По иронии судьбы, немцы в Свердлово так и не зашли. По местному преданию, именно икона Божией Матери “Неопалимая Купина”, считающаяся одной из главных святынь храма, в ноябре 1941 года спасла храм и село Свердлово от полного уничтожения.

Годы и погодные катакликзмы нанесли неотапливаемой церкви серьёзный ущерб. Сильно пострадала утварь, фундамент и цоколь, но главное – храмовые иконы, болшинство из них нуждается в серьёзной реставрации. Сильно обветшала ограда. В 1980-е годы были проведены некоторые восстановительные работы, но они носили скорее косметический характер. В 1991 году на звонницу были подняты колокола, а в июне 1995 года на куполах засияли позолоченные кресты. Храм Воздвижения Креста Господня в Свердлове сочетает в себе многие элементы раннего русского классицизма – архитектура его строга и основательна, а детали не бросаются в глаза лишней вычурностью. Первоначально здание храма выглядело как двусветный четверик, увенчанный пятью главками. Имелась просторная трапезная, в которой могли разместиться все прихожане. Колокольня насчитывала четыре яруса и превышала отметку в 40 метров, если считать от земли до подножия креста.

В настоящее время храм представляет собой высокое четырёхугольное сооружение с апсидой, тремя рядами окон и рядами кокошников под карнизом. Здание увенчано всё тем же пятиглавием. Лишь барабан центрального купола имеет окна. Колокольня с квадратными ярусами и большими арками звона увенчана небольшой главкой на глухом барабане. Над окнами апсиды и первого света четверика в квадратных нишах сохранились остатки скульптур в виде головок херувимов, но со временем очертания их были сглажены, лица стали менее выразительными. Над высокими окнами второго света находятся прямоугольные ниши. Боковые приделы, которые появились шестьюдесятью годами позже, имеют более художественную архитектуру благодаря мощным килевидным кокошникам – по два с каждой стороны, и интересно оформленным большим окнам. В центре кокошников находятся медальоны с изображением святых. Фасады боковых приделов разделены на прясла двойными и тройными лопатками. Два центральных прясла имеют сдвоенные окна, разделённые полуколонками, в центре которых находятся квадратные ниши, в которые, в свою очередь, вставлены иконы святых. Над окнами находятся медальоны с изображением креста, очень похожего на кресты тамплиеров. Массивная апсида, как бы составляющая единое целое с фасадами боковых приделов, перекрыта полукруглой конхой. Она так же разделена лопатками на прясла: в центральной части вместо оконного проёма находится фреска с изображением иконы Воздвижения Креста Господня, в боковых – простые прямоугольные окна. Над оконными проёмами, в квадратных нишах сохранились остатки скульптур херувимов, упоминаемых ранее. Наибольшая длина всего храма – 39 метров, ширина – 30 метров, высота четверика – 20 метров.

Любопытный факт: полы до 1998 года, в храме не менялись ни разу. Сегодня мы можем видеть результат ремонта и реставрации внутреннего пространства храма, проведённые в первые годы ХХ столетия при участии владельца поместья Карачарова Григория Гагарина, профинансировавшего и лично оформлявшего существующие иконостасы. Кроме того, о работах, проведённых в тот период, коротко рассказывает бронзовая дощечка на западной стене храма. На ней выгравирована такая надпись: “Храм возобновлен 1-го сентября 1901 года иждивением почетного бывшего крестьянина с. Нового Алексеем Ивановичем Бурдаковым. Позолота иконостасов выполнена в Москве на фабрике Сергея Лизеевича Гетрова, а орнаментальная живопись – Иваном Артемьевичем Толстым”. В главном иконостасе – резном и позолоченном, а также в иконостасах приделов в годы расцвета храма насчитывалось более сотни икон, обрамлённых в позолоченные рамы. Ещё 24 образа, также в позолоченных рамах, находились вне иконостасов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что после работ, выполненных внутри храма в последние годы, благолепие постепенно возвращается.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №274, 2018 г.